23 марта 2011 года в Заповеднике народного быта г. Иваново прошла Научно-практическая конференция «Морфология обряда», посвященная историческому наследию нашей области. В частности, бытовавшей в наших краях Рукопаши, а также утерянному еще в шестидесятые годы прошлого века штыковому бою.
В ходе конференции был проведен семинар по рукопаши и штыковому бою, на котором присутствовали почетные ветераны штыкового боя, заслуженные спортсмены ивановской области Борис Петрович Новожилов (в тексте - БП) и Станислав Анатольевич Полунов (СА).
Ниже представлена стенограмма прошедшей в ходе Конференции беседы о штыковом бое. Ведет ее Ректор Заповедника А.А. Шевцов (АА).
А.А. – Представляю: у нас гости, ветераны фехтования вообще и в частности фехтования на штыках, что вообще редкость, поскольку оно в 60-е годы было в Советском Союзе закрыто. Борис Петрович Новожилов и Станислав Анатольевич Полунов.
Когда-то они и сами участвовали в соревнованиях и обучали людей фехтованию. Фехтование на штыках у нас в России было закрыто по политическим соображениям. Россия пыталась прорвать железный занавес, поэтому она вступала в МОК, в Международный Олимпийский Комитет, а МОК затребовал, чтобы убрали милитаристские виды спорта, в частности, фехтование на карабинах, бой на ножах. Предлагали убрать самбо, но так и не убрали. Остальным пришлось пожертвовать, и оно исчезло.
Во всех положениях и учебниках по фехтованию все время говорится: существуют международные виды фехтования - на рапирах, шпагах, саблях, и отечественный вид - фехтование на штыках. Этот вид спорта существовал только в России и, соответственно, в странах советского лагеря.
Фехтовали в прошлом веке на карабинах с эластичным штыком, но начиналось все это со штыкового боя, который завел Петр первый, потом Суворов довел до совершенства. Но в то время это было не фехтование, а штыковой бой. Из штыкового боя в 19 веке, когда у нас после отечественной войны двенадцатого года всюду засилье французской моды, рождается фехтование на штыках. Так появился спорт.
Исходно штыковой бой не был спортом, это было воинское искусство, которое спасало русских солдат вплоть до Отечественной войны. И могло бы помогать и в современных. Но выжить этому искусству удалось только в виде спорта.
И вот у нас в гостях те, кто был спортсменами в последние десятилетия существования штыкового боя. Их живое свидетельство бесценно. Фехтование шло на СКС - Самозарядных карабинах Симонова. Хотя нашим гостям довелось фехтовать на самых разных видах оружия, от спортивной рапиры до боевого оружия девятнадцатого века.
С.А. - Мне подарил палаш в свое время Владимир Сергеевич Левашов
А.А. - Это кто?
С.А. - Это был мой тренер, единственный тренер, полковник царской армии, который был награжден золотым оружием за храбрость. Вот это был, похоже, палаш, им можно было фехтовать.
А.А, - Ваш учитель был полковником царской армии?
С.А. – Да, был полковник царской армии, Владимир Сергеевич Левашов, который начал фехтование в ивановской области, в городе Иваново, он основоположник.
А.А. – А когда же он начал?
С.А. - Это было в сорок седьмом, в 1947 году. Он пришел к нам в школу в 30 годах, я учился в 5-м классе, и вот собрал он тогда нас, пацанов, тогда школы были раздельные, мальчики девочки отдельно. И вот в актовом зале мы начали фехтовать. Где-то уже через год, через два мы уже немножко оперились, немножко повзрослели, и где-то и уже в 49 году была первая большая поездка очень удачная. Мы поехали на соревнования в Курск на первенство России, а оказалось что приехали только мы Ивановские фехтовальщики и Казанцы. Казанцы, Татарская республика, приехали, и нам устроили сборы.
И вот из этих двух городов потом сделали, объединили и сделали первую сборную России по фехтованию среди юношей. Ипотом поехали мы на первенство Советского союза в Харьков, где выступили очень даже прилично. Могу сказать, что Галя Рубцова была второй среди старших девочек, Ивановская фехтовальщица, ученица Владимира Сергеевича Левашова. Я, ваш покорный слуга, уж позвольте похвастать, был помладше юношей, но все таки был победителем первенства Союза в командных соревнованиях. Это был 49 год.
Потом произошло страшное событие. Владимира Сергеевича Левашова оболгали. Написал кто-то на него. Он нигде не учувствовал, ни в каких заговорах, ничего этого не было. Единственное, что было, он конечно заканчивал когда-то царский лицей и был выпускником лицея. К выпуску из лицея он женился. Им давали памятный чугунный перстенек, который он носил не снимая до конца дней своих.
И вот кто-то из, мягко говоря, плохих людей написал об этом в КГБ, его не посадили, его и свою его семью не посадили, но выслали в Сибирь. Жена его поехала за ним, она была главврач детского туберкулезного санатория, и вот там они пропали. Что было с ними, не известно. Хотя у него был приемный сын герой Советского союза, ничего не помогло.
Случилось такое событие, и мы остались одни, все, которые начали фехтовать прилично по тому времени.
В том году, если, может быть, вы слышали историю фехтования, я впервые я познакомился с Миллером. Такой был фехтовальщик, если слышали, Марк Миллер, он победил тогда по старшим юношам, рапиру выиграл. Лейтман выиграл саблю, он тогда был чемпион Советского союза по старшим юношам. У нас было много финалистов среди фехтовальщиков наших Российских, но тут мы оказались не удел вдруг… Вот так вот случилось в жизни, но ладно.
Могу сказать еще про себя криминальное, непонятного я происхождения человек если по меркам 30-х годов, дед один мой по отцовской линии был старый большевик с 1912 года, был в партии большевиков, а дед по материнской линии у меня был гусар, драгун лейбгвардии 6-го эскадрона его Императорского величества драгунского полка, так по-моему называлось. У него сохранился кивер.
А.А. - Ваш учитель Левашов, он и фехтование на штыках давал или нет?
С.А. – Нет, фехтование на штыках в Иваново пришло с появлением в городе бывшего фронтовика Юрия Васильевича Заводова. Он приехал в наш город и не очень разбирался в фехтовальном оружии, рапира шпага сабля, хотя на шпаге немножко фехтовал. Но зато он нас познакомил со штыком тогда, и он вел штык.
А.А. – Фронтовик?
С.А. – Да он был матрос во флоте, служил всю войну в Ленинграде во флоте. Вот он и начал, ввел в штык, ну и мы стали с удовольствием фехтовать также на штыках. В принципе, тоже самое что на шпаге фехтуешь, что на штыке, законы-то одни и те же
А.А. - Т.е. он видимо просто принес сюда то, чему обучали в армии?
С.А, - Нет, ну чем-то он где-то занимался, немножко он занимался.
А.А. – Помимо армейской подготовки?
С.А. – Да, да, да вот так. Давали штыковую подготовку еще или в 38 или в 39 году. Он попал на флот в качестве юнги и прослужил всю войну и вот после войны в сорок седьмом или сорок восьмом году демобилизовался и приехал в Иваново. Он сам ивановец, его уже нет на свете к сожалению. Вот такие дела.
А.А. – Рассказывали, что вам приходилось и выступать на соревнованиях каких-то, расскажите, как это было вообще, как вообще тогда устаивали и проводили соревнования?
Б.П. - Я могу рассказать, только вот в Иваново-то соревнования у нас проводилось очень ограничено.
С.А. – Ну, первенства районов. Вот Заводов же вел первенство района тогда.
Б.П. - Мало было участников как-то, и не все же владели штыком. О штыке речь идет?
С.А. – Да, да, да.
А.А. - В первую очередь, о штыке, все-таки на саблях наши ребята не будут сражаться, так что, Борис Петрович, ваш опыт.
Б.П. - Я моложе Станислава Анатольевича немножко. А со штыком-то знакомились также, поскольку Юрий Васильевич Заводов был как раз моим первым тренером. И то, что он плоховато знал общие виды - шпагу, саблю, рапиру – верно. Однажды приехал в Иваново один из ведущих тренеров Советского союза Леонид Семенович Блох, посмотрел на наше фехтование и сказал: это не фехтование, а легкая атлетика с железкой в руках. Мы посмеялись, конечно, к тому времени, мы уже понимали, что тренер был не очень высокой квалификации в этом смысле
А.А. - Тех видов?
Б.П. - Шпага, рапира сабля, да. Но он обладал большими организаторскими способностями, потому что дети к нему валили валом. А в отношении дисциплины это вообще было как бы военное.
Такой пример: он строил всех, пришли в клуб фабрики «НИМ», где мы занимались, после тренировочных занятий человек тридцать, может даже больше. В шеренгу ставит и говорит: оденьтесь так, как вы идете на улицу сейчас. На улице холодно. Все оделись, кто-то в шапки, кто с опущенными ушами, кто остался с опущенными ушами, он говорит: шаг вперед! Погонял, говорит: какие же вы спортсмены, какие же вы будущие защитники если вы морозу испугались!
А вот в отношении штыка все мы, можно сказать, баловались. Я тогда выступал на рапире и на шпаге, Станислав Анатольевич, как старший товарищ во многом помогал нам, поскольку он учился у Левашова, а тот давал школу.
С.А. - Школа была почти что французская, франко-итальянская так сказать
Б.П. – Они-то ее усвоили, а мы ничего еще и не учили.
С.А. - Но потом постепенно мы общались, много перешло, пошла именно вот эта хорошая школа.
Б.П. - Но была еще при этом специфическая школа ивановская, так будем называть. Те, которые знали, что нас учить никто не будет, до многого сами додумывались. Вот, например, в таком виде как шпага в России могли отличить ивановскую школу. Я не говорю о том, что школы-то по сути то и не было, но если ивановцы приезжали, нас узнавали: а это из Иванова, они там сами по себе мудрые!
Так, возвращаюсь к штыку.
А.А. – Выступать не приходилось?
С.А. – Нет, почему - фехтовали, почему не взять, ну, первенство района, чемпионы района были Октябрьского.
А.А. - А сколько человек участвовало?
С.А. – Ну, я не помню, может десяток, что ли, ну я не помню, не много во всяком случае.
А.А. - Это не много по тогдашним понятиям! При этом в Иванове несколько сотен человек занималось штыком?
С.А. - Нет, нет, нет, гораздо скромнее, конечно. Тем не менее, у нас очень приличные результаты были. У штыкистов были очень хорошие фехтовальщики. Был Воронков такой, причем, не обычный боец, он был левша, поэтому стоял в правосторонней стойке. Он за сборную России выступал, за сборную России на первенстве Советского союза, на Спартакиаде Советского союза в команде штыкистов был. Один из лучших штыкистов в России. Был еще Гаврилов, очень неплохой штыкист. Так же штыкачами тогда звали. Приехал студентом сюда мастер спорта Захаров, вот он очень прилично тоже на штыке фехтовал, но лучше всего на сабле конечно.
Вот так нам было что показать. Штыкистов наших боялись, во всяком случае, нас в России боялись ой попадать под ивановцев.
А.А. - И тренировал всех один и тот же тренер?
С.А. – Да, как вам сказать? Нет, нет, тут, конечно, очень важно если, как мне, повезло - я попал сразу к великолепному тренеру, который знал основы фехтования досконально, ну на высшем уровне знания. Вот Борису Петровичу сложнее было, немножко классики не хватало, техника базовая было, конечно… Потом приобретал, но нужно, чтобы еще вот здесь вот было (показывает на голову), чтоб голова была, умная голова и тогда сами доходили люди.
Борису Петровичу сложнее пришлось, мне-то готовое все преподносили, ему пришлось самому через голову до этого всего доходить.
Б.П. - Мне пришлось по-настоящему подраться, ну, буквально, один раз в жизни. После ВУЗа, как я попал в армию, и там было первенство Московского военного округа, в том числе и по штыку. Но военных даже моего возраста после окончания ВУЗа на штыке было ну очень мало, кто мог хоть как то держаться.
Там было три сборника России. Помню я сейчас, к сожалению, только одного –Иванова, потому что я с ним на сборах был. Он уже потом на шпагу перешел. И еще подключили с других видов оружия тех ребят, которые знакомы с этим делом. Тех двух или трех человек обыграть ну никак не возможно было, ну, сами понимаете! Представляете, я занял четвертое место после них, обыграв остальных!
А.А. – Ну, вы рассказывали, это были очень высокие профессионалы.
С.А. - Это да, это да, Иванов чемпион Союза был в свое время, это было гроссмейстер!
А.А. – Что-то вроде старшин армейских?
Б.П. – Да, да, они на содержании там были.
С.А. – Но он мундиров никогда не носил, только числился в армии
Б.П. – Ну вот, собственно, так опыт-то штыковой. Можно, так сказать, не большой, но любой из видов фехтования, в том числе и на карабинах со штыком с эластичным, как это правильно называлось тогда, он подчиняется общим законам фехтования, безусловно. Положение в стойке и уколы, и статические и технические действия соответствуют общим законам фехтования.
Так что если вот говорить о спортивных фехтованиях на штыках, то мы готовы вам где-то помочь, рассказать, подсказать, показать.
А.А. - Что и будет нужно.
Б.П. - В шестьдесят втором – шестьдесят третьем годах эти соревнования были на Первенство Московского военного округа. Это были последние соревнования вообще. В конце пятидесятых – шестидесятых годах фехтование на штыках было только в армии, больше нигде.
С.А. - Да
Б.П. - Первенство России уже не проводилось, первенство Союза не проводилось. В 65-м году соревнования на первенстве Московского военного округа проводились или нет, я не могу сказать.
А.А. – То есть фехтование на штыках умерло в шестьдесят втором или шестьдесят третьем году?
Б.П. – Шестьдесят третьем….